Калибровка и обзор 3LCD проектора Epson EH-TW9400
4 комментария
Подумалось мне, что нужно с чего-то начинать…
В рамках совместного проекта medialab.by с замечательными ребятами из koler.by по калибровке и цветовому профилированию отображающих устройств решили поделится первыми впечатлениями о калибровке и настройке новинки, только появившейся в нашем шоу-руме, 3LCD проектора Epson EH-TW9400.
В кратце, Epson EH-TW9400 - это аппарат, пришедший на замену 9300-ой модели.
Те же LCD FHD матрицы со сдвигом 4К (да, чуда не случилось, нативное 4К за эти деньги не завезли), моторизованная оптика с большими сдвигами линз, поддержка 3D, тот же внешний вид..
Но есть и изменения. Большая их часть нас будет интересовать в ходе калибровки..Из основых заявленных:
Доработанная поддержка HDR и появившаяся поддержка HLG, увеличенная яркость и контрастность, доработанные алгоритмы работы динамической диафрагмы, поддержка 60 Гц на контенте UHD.
В 2018 году Epson EH-TW9300 нами калибровался и настраивался. Оставил в своё время и за свои деньги сугубо положительные впечатления. Лучшего желала только поддержка HDR с тоновой кривой, уходящей в резкий клиппинг от 700 нит, неполное покрытие пространства DCI P3 и пара каких-то мелочей.
Осталось выяснить на практике что было (если было) улучшено и доработано в новой модели.
Хотелось бы сразу уточнить, что данный материал не является каким-то полноценным тестом на референсном оборудовании. Он никем не заказан и не проплачен.
Это - сугубо субъективные впечатления двух специалистов со схожими взглядами. Без претензий на объективность.
Выводы и результаты настройки будут касаться только калибровки изображения аппарата.
Специалист от koler.by – Ракутин Максим. От нас, то бишь medialab.by – ваш покорный слуга Филипович Олег.
Сначала вводные.
Конфигурация ДК, где проводилась калибровка:
- Площадь - 18,3 м.кв. (эркер). Схема - 7.1.4 (с верхним Atmos слоем)
- Компоненты ДК:
- Источник - Oppo UDP-203
- AV процессор - Yamaha CX-A5100
- Усилитель мощности - Yamaha MX-A5000
- АС фронт -2xHeco Celan GT 302
- АС центр - Heco Celan GT Center 42
- АС тылы: - 4xHeco Celan GT 102F
- АС Atmos (верхний слой): - 4хKEF Ci160TR
- Сабвуфер - SVS SB-13 Ultra
- Проектор - Epson EH-TW9400
- Экран - 104" моторизованный MW (белый мат, коэффициент усиления 1.0, расстояние просмотра 3,5 м)
- Стойки АС - Atacama Nexus 6i
- Универсальный пульт - Logitech Harmony Elite
- Сетевой фильтр (консоль чистого электропитания) - Powergrip YG-2
- Кабели -
- межкомпонентные: AudioQuest Mackenzie XLR, AudioQuest Carbon HDMI, AudioQuest Pearl HDMI, AudioQuest Husky DBS SUB.
- акустические: RealCable TDC500F, RealCable FL250B.
- Подготовка помещения - акустические панели Эхокор t=40мм в местах первичных и вторичных отражений на стенах и потолке, плотные шторы на окнах эркера и стенах на 1,5 м перед экраном, набивная мягкая мебель (груши), ковёр, диван-реклайнер и т.д
- Электронная румкоррекция – средствами параметрического эквалайзера Yamaha CX-A5100 на основе измерений микрофоном Umik-1 c использованием софта от REW.
Для калибровки изображения применялся freeware софт с датчиками компании Xrite.
В работе использовались тестовые паттерны, имеющиеся в свободном доступе и любезно предоставленные в специализированной теме форума ixbt.com.
Помещение, как видно из инфо, с частичной подготовкой для проектора и с неплохой подготовкой по звуку.
Отдельно этого помещения ДК мы еще коснёмся в нашем блоге. Это долгая и интересная история личного тернистого пути через компромиссы, пробы и ошибки к тому, что сейчас наличествует. Его по праву можно считать первым и самым продолжительным из наших проектов. И именно сюда из шоу-рума проектор приехал для калибровки.
Так вот, возвращаясь к частичной подготовке помещения:
- Цвет всех стен - "темный кофе с молоком".
- 1,5 м от экрана на стенах закрыты плотными темно-коричневыми шторами, на потолке – матовым натяжным потолком тоже темно-коричневого цвета.
- На потолке есть белые пятна, не закрытые акустическими панелями.
- Внешние источники света убраны полностью светонепрозрачными рольшторами «блэкаут» плюс те же темно-коричневые плотные шторы за экраном.
К слову - подготовка помещения играет одну из первостепенных (если не самую первостепенную) роль в формировании качественного изображения в ДК на основе проектора. Опять-таки в дальнейшем постараемся этому посвятить отдельное время в нашем блоге.
Вернемся к Epson EH-TW9400...
Работу начали с выбора режимов просмотра под разный контент.
Изначально планировалось калибровать аппарат под 2 типа контента – UHD HDR и FHD SDR.
На этом и остановились.
Скрины результатов – в конце поста.
Возможностей для калибровки и настройки у аппарата – вагон и маленькая тележка. От предустановок и пользовательской настройки гаммы до настроек цветовой температуры, RGBYCM, оттенка, насыщенности и яркости по цветам.
Вообще для более подробного описания возможностей и технических характеристик есть тесты от различных специализированных изданий. Наш пост не об этом. Мы про калибровку.
У проектора 3 «кинотеатральных» режима для просмотра 2D в условиях отсутствия света (читай - правильных для кино).
Два из них - с принудительным фильтром DCI P3:
- «Цифровое Кино» и «Кино».
И один без фильтра - «Нейтральный».
Итак: 2 типа контента, 2 режима, 2 части нашего поста + выводы. Поехали.
Основной контент для просмотра – это UHD HDR. С выбора режима для него и начали.
- UHD HDR. Режим «Цифровое Кино». Лампа в режиме – «Средний». Динамическая диафрагма в положении «Выкл».
Рассматривались оба режима с цифровым фильтром DCI, ибо без него просмотр UHD теряет смысл.
Был выбран режим «Цифровое Кино», как режим с большей яркостью по сравнению с «Кино», которая необходима для HDR.
ВАЖНО:
Отдельно необходимо остановится на просмотре контента с HDR (расширенным динамическим диапазоном) на проекторе в принципе.
HDR на любом из существующих на данный момент проекторе - это лишь поддержка формата.
Ни о каком полном соответствии требованиям стандарта речи не идёт.
Пиковой яркости на участках хотя бы в 1000 кд/м2 при приемлемом контрасте достичь не возможно.
Но при показателях яркости чуть выше, чем на SDR, мы можем попытаться получить контрастную, яркую картинку с расширенным цветовым охватом с плавной тоновой кривой HDR без клиппинга по белому в пределах минимальных требований стандарта.
Т.е, в идеале, должны получить улучшенный по яркости и цветам SDR.
Посмотрим…
Грубые настройки яркости, контраста, насыщенности цвета, оттенка и резкости у проектора не менялись.
Начали с настройки гаммы по градациям серого.
Немного подкорректировали пользовательский баланс белого по 2 точкам для достижения цветовой температуры 6500К.
Т.к полноценной тоновой кривой HDR на проекторе не получить, подбор осуществляли из имеющихся возможностей проектора путём подбора, измерений и просмотра реального контента.
У проектора 16 положений настройки динамического диапазона для HDR.
Было выбрано положение 2. В нём, при достаточной яркости, картинка не сваливается в клиппинг по белому в тестовых шаблонах по крайней мере до 1400 нит (что достаточно для минимальных требований стандарта HDR).
Выбранная тоновая кривая была взята за референс, соответственно по ней же рассчитали и цвет.
Теперь - настройка цветопередачи.
Проектор имеет хорошие возможности для корректировки цвета по 6 осям RGBYCM и 3 параметрам – яркость, насыщенность, оттенок.
Напомним, что рассматриваемый режим «Цифровое Кино» имеет встроенный фильтр c расширенным цветовым охватом DCI P3. Этот охват используется в мастеринге контента UHD.
Теперь о реализации этого охвата в нашем экземпляре
Проектор, к нашей радости и удивлению, имеет полный охват DCI P3, без каких-либо но.
Причём, из коробки – очень даже не плохо на глаз. Но далеко не идеально с точки зрения приборов.
После корректировки удалось добиться более чем приемлемого результата в части цветового баланса и цветопередачи.
Также воспользовались возможностью ручной регулировки диафрагмы.
Поджав её на 3 пункта получили небольшой прирост контраста, при этом практически не потеряв в яркости.
Суммируя, по режиму «Цифровое Кино» для UHD HDR, после корректировок добились следующего:
- Яркость 62,8 кд/м2
- Контраст 5645:1 (25% заливки).
- Полный охват DCI-P3 с правильной цветопередачей, 10 битным цветом и поддержкой HDR с довольно плавной тоновой кривой без клиппинга по белому в пределах необходимых для контента 1400 нит.
Результат – однозначно хороший.
- FHD SDR. Режим «Нейтральный». Лампа в режиме – «Эко». Динамическая диафрагма в положении «Выкл».
Выбор режима для FHD SDR был осуществлен после прогона режимов с фильтром DCI и без.
Был большой соблазн оставить режим с фильтром по причине «праздничности» цветопередачи и цветовой яркости. Но тут стал вопрос подхода и перфекционизма.
В FHD, как известно, задействуется цветовой охват Rec.709. И правильным, по нашему мнению, нужно считать подход калибровки именно в этом пространстве. Режимы с фильтром DCI здесь не подходят по причине не возможности отключения того самого фильтра.
Т.е в стремлении вписаться в Rec.709 все параметры цветопередачи в режимах с фильтром пришлось бы довольно сильно «душить».
Было принято волевое решение отказаться от этой затеи и взять за основу "честный" в этом плане режим «Нейтральный» без фильтра DCI. Правда в нём лежит практичеки вся яркость проектора, что оочень много для нормального просмотра в текущих условиях при нулевом освещении. Но об этом ниже…
Как и в случае с режимом HDR, начали с настройки гаммы по серому.
Как и для UHD немного скорректировали пользовательский баланс белого по 2 точкам для достижения цветовой температуры 6500К.
Гамма получилась 2.2.
Для уточнения, можно воспользоваться дополнительной расширенной настройкой, но в нашем случае в этом не было необходимости.
Продолжили настройкой цветопередачи.
Базовые регулировки, вроде насыщенности, контраста и яркости остались без изменений
Как уже упоминалось, у проектора есть возможность для корректировки цвета по 6 осям RGBYCM и 3 параметрам – яркость, насыщенность, оттенок.
Теперь непосредственно о цветовом охвате в режиме «Нейтральный».
Проектор имеет почти полный охват Rec.709 и очень хорошо сбалансирован.
Но т.к яркости в этом режиме с избытком, опять задействовали ручную диафрагму (в минус 17 пунктов) и перешли на режим энергопотребления "Эко" (что однозначно положительный момент с точки зрения ресурса работы лампы)
Как видим, ручная регулировка диафрагмы довольно полезная функция в наших условиях.
Любителям серого полотна с коэффициентом 0.8, либо очень больших диагоналей полотна, "Нейтральный" - это ваш режим.
Яркости должно хватить всем.
Сразу коснусь реализации динамической диафрагмы (Ириса) на проекторе. По сравнению с 9300-ым она стала быстрее, тише и агрессивнее. Для увеличения контраста в темных сценах, я бы оставил её включённой в положении скорости «Нормальная».
По режиму "Нейтральный" для FHD SDR после корректировок добились следующего:
- Яркость 57 кд/м2,
- Контраст 5327:1 (25% заливки).
- Практически полный охват Rec.709 с правильной цветопередачей.
Результат и в этом случае – очень хороший.
8 часов работы и можно подводить итоги.
- Выводы:
В Epson EH-TW9400 проведена тщательная и большая работа над ошибками по сравнению с предыдущим поколением.
В основном она коснулась поддержки HDR.
Epson EH-TW9400 является очень приятным, даже можно сказать, уникальным по качеству 3LCD аппаратом в своей ценовой категории и в данный момент времени. Достойный продолжатель традиций флагманской 9-ой серии от Epson.
Однозначно рекомендуем к покупке. В том числе и на замену EH-TW9300 (если в приоритете просмотр контента UHD).
Нам понравилось:
- Теперь мы имеем довольно грамотную в пределах возможностей проектора поддержку HDR с плавной тоновой кривой и достаточно комфортной яркостью и контрастностью при просмотре контента UHD c расширенным динамическим диапазоном.
- Полные охваты простанств Rec.709 и DCI P3, сбалансированная и правильная цветопередача на любом контенте.
- Хорошие показатели яркости и контраста.
- Ручная регулировка диафрагмы, как удобный инструмент для калибровки.
- Улучшенная реализация динамической диафрагмы
- Удобное меню и доступ к функциям настройки и калибровки.
Нам не понравилось:
- Нет возможности отключения фильтра DCI в режимах «Кино» и «Цифровое Кино» (справедливости ради эти режимы под DCI и созданы).
- Режим «Нейтральный» является единственным режимом с честным пространством Rec.709.
Напоминаем, что весь потенциал аппаратуры Вы сможете раскрыть только после правильной её настройки. Это одинаково справедливо и для изображения и для звука. И мы всегда готовы в этом помочь.
Результаты калибровки представлены в виде 2-х ссылок ниже:
UHD HDR (кликабельно)
FHD SDR (кликабельно)
До новых встреч в нашем блоге. Приятного просмотра и прослушивания.
Ваш medialab.by
Внимание: при использовании любого материала с сайта medialab.by ссылка на источник обязательна. Спасибо за честность.
Артем Шамардин
Спасибо большое за обзор! А по 9300 такие же таблички с результатами остались?
Филипович Олег
↑Спасибо за комментарий, Артём. Возможно остались или у нас или у koler.by, но обещать ничего не могу. Ибо тогда обзор по нему не планировался. Оставьте в электронном письме на info@medialab.by свою почту. Если найдутся сводные результаты тестирования — отправлю.
С уважением, компания «Медиалаб»
Максим
С почином, Олег! Продолжайте дальше в том же духе! По обзору: всё очень подробно, ничего лишнего, достаточно понятно и информативно.Как мне видится — именно такими и должны быть обзоры новых продуктов, с привлечением профильных специалистов и с использованием профессионального оборудования. Успехов, развития и адекватных клиентов вам!
Филипович Олег
↑Спасибо огромное, Максим. Нашей компании очень важна обратная связь. Мы будем стараться соответствовать ожиданиям как клиентов, так и партнёров.
От себя лично — спасибо за позитивный отзыв.
С уважением, компания «Медиалаб»